С книгой по жизни

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов

Пояснительная записка

Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательского интереса.

В наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников – очень сложно заинтересовать детей книгой. Внеклассная работа по литературному чтению - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.

 

 

 

Сценарий мероприятия:

Эпиграф:

«Я люблю книги:

каждая из них  кажется мне чудом». М. Горький

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители!

(слайд 1 - информационный)

Сегодня мы собрались поговорить на одну важную тему. А о чём она, вы узнаете, разгадав загадку.

(слайд 2)

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(щелчок - появляется слово «книга» и картинка)

Учитель:

Правильно, это книга. А вы любите читать? Какую последнюю книгу вы прочли? (Отвечать могут и родители)

История первых книг уходит далеко в глубь времён. Самые первые книги писались вручную и стоили очень дорого, поэтому не каждый имел возможность иметь собственную книгу. Вот так выглядели первые рукописные книги.

(слайд 3)

В современном мире производить книгу помогают умные машины, но путь её всё равно к нам очень долог.

(слайд 4)

Ученик:

Пока книга сделается книгой,

Огромный путь она пройти должна.

И сколько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

 

Пока бумагу сделают, ребята,

Приложится большой, тяжёлый труд.

Писатель на бумаге пишет книгу,

Потом её в редакцию несут.

 

Вот рукопись готова. И редактор

Прочтёт её. Потом отдаст в печать…

За каждое словечко в этой книге

Перед народом нужно отвечать.

 

Проворная печатная машина

И день, и ночь печатает листы…

Но ведь листы – они ещё не книга,

Её такой читать не будешь ты!

 

Листы подклеить нужно и обрезать,

В хороший переплёт переплести,

Упаковать, на поезде отправить

И книги в магазины развести.

Учитель:

Ребята, какой же путь проходит книга, прежде чем попасть к нам в руки? (дети отвечают своими словами)

А для чего книги нужны человеку? (заслушиваются ответы детей)

Да, книги необходимы человеку. Книги – источник знаний, они хранят в себе исторические факты, научные открытия и другую полезную информацию, без которой человеку трудно адаптироваться в обществе. Читать книги нужно правильно и спокойно, только тогда вы сможете поглотить необходимую информацию или пережить с любимым персонажем волнующие моменты жизни. Как правило, те, кто берется за чтение интересной книги, никак не могут от нее оторваться и всегда стараются как можно скорее переделать все дела и уединиться за чтением интересного сюжета. Сюжеты некоторых книг запоминаются в памяти на всю жизнь.

Ученик:

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Учитель:

Ребята, а знаете ли вы, что… (слайд 5, по щелчку появляются утверждения и фотографии)

Согласно наблюдениям одного университета, если ребенок плохо читает в начальной школе, есть вероятность, что его чтение не улучшится и в старших классах.

 

… Раньше, чтобы книги не выносили за пределы библиотеки, они были прикреплены цепями. Эти цепи были достаточно длинные. Этого закона придерживались до 18 века, потому что книги тогда издавались не во многих экземплярах.

 

Самой древней книгой на Земле считается так называемый папирус Присса. Он был создан в 3350 году до нашей эры. Эта книга была найдена в одной из пирамид города Фивы.

 

(слайд 6, по щелчку появляются утверждения и фотографии)

… Некоторые книги-свитки были очень длинными. В библиотеке Британского музея хранится папирус длиной около 45 метров.

 

… В древней Ассирии выпускали глиняные книги. Страницы их имели формат 32х32 сантиметра и были толщиной в 2,5 сантиметра — настоящий плоский кирпич. Таких страниц в книге были десятки, а иногда и сотни.
 

(слайд 7, по щелчку появляются утверждения и фотографии)

… Самая большая книга в мире находится в одном из музеев Амстердама. Эта книга называется «Сборник морских правил». Высота книги больше среднего роста взрослого человека, ширина — 1 метр, толщина — около полуметра.
 

… Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке.

Учитель:

А сейчас работаем в группах. На столах у вас карточки, на которых написаны разные мнения о книгах. Ознакомьтесь с этими мнениями и подумайте, с какими из них вы согласны и почему?

Мне книги просто необходимы.

 

Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает.

 

Некоторые говорят, что играть в компьютерные игры интереснее и полезнее, чем читать, а для меня наоборот.

 

Читая книги, я фантазирую, мысленно рисую образы, путешествую с героями. Мне нужны книги!

 

 

Я читаю, потому что мама просит.

 

Если бы не было книг, не было бы ни одного современного изобретения.

 

Нет никакой пользы от чтения книг. Всё можно узнать благодаря компьютеру.

(Заслушиваются ответы групп, формулируются общие выводы)

Учитель:

С книгой нужно дружить. Она не обидит, всегда поможет, выручит в трудную минуту. А вы дружите с книжками? Сейчас мы это узнаем.

Литературная викторина

(слайд 8, по щелчку появляется картинка)

1 конкурс «Назовите литературных героев».

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

 

(слайд 9, по щелчку появляется картинка)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его...

(Карлсон)

 

(слайд 10, по щелчку появляется картинка)

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали...

(Дуремар)

 

(слайд 11, по щелчку появляется картинка)

Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

(Балда)

 

(слайд 12, по щелчку появляется картинка)

Я бегу, бегу, бегу,

Опоздать я не могу!

Я на волке поскачу,

На орле я полечу!

Не боюсь волны морской,

Не боюсь горы, крутой.

Я лечу, плыву, скачу, —

Всем больным помочь хочу!

(Доктор Айболит)

 

(слайд 13, по щелчку появляется картинка)

Хоть он стоен был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик ...

(Оловянный)

 

2 конкурс «Кому принадлежат сказочные предметы?».

Зеркало (слайд 14, по щелчку слово-ответ ).

Туфелька (слайд 15, по щелчку слово-ответ).

Печка (слайд 16, по щелчку слово-ответ).

Азбука (слайд 17, по щелчку слово-ответ).

Корыто (слайд 18, по щелчку слово-ответ).

Топор (слайд 19, по щелчку слово-ответ).

 

3 конкурс «Узнай, какой сказочный герой исполняет песню».

(слайд 20, на звонок включается аудиозапись, по щелчку - ответ).

Песни исполняют сказочные герои: Буратино, Красная Шапочка, Винни-Пух, водяной)

 

  1. конкурс «Из какой книжки иллюстрация?».
  • «Золушка» Шарль Перро (слайд 21, по щелчку слово-ответ).
  • «Кот в сапогах» Шарль Перро (слайд 22, по щелчку слово-ответ).
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов (слайд 23, по щелчку слово-ответ)
  • «Винни-Пух и все-все-все» А. Милн (слайд 24, по щелчку слово-ответ).

Учитель:

Создание книги – это большой труд многих людей. Бережно относясь к книге, мы проявляем уважение к самому автору и людям, которые работали над её созданием.

Сценка «Две книжки»

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

- Ну, как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

- Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты!

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда летать мне в облаках!

А у тебя целы бока?

- Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»!

- Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

 

И в басне нет загадки:

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки,

Какой ты ученик.

Учитель:

Чему учит нас эта басня? (Бережному отношению к книгам)

Какие правила нужно соблюдать при обращении с книгами? (дети отвечают)

Правила обращения с книгой

  • Не бери книгу грязными руками.
  • Не рисуй в книге, это не альбом для рисования.
  • Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  • Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты.
  • Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  • Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
  • Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится.
  • Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
  • Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Ученик:

Владимир Маяковский писал:

«Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

Учитель:

(слайд 25)

Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много
говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто
много читает.

На этом мы заканчиваем нашу встречу. Я надеюсь, что вы ещё больше полюбите книгу, чаще будете к ней обращаться.

(слайд 26)